Цейтлин О.А. Исследование характеристик внутрисемейного взаимодействия у молодежи из семей мигрантовВ современном мире мигранты стали, и будут оставаться структурообразующим фактором экономики большого города, который не может успешно функционировать без их привлечения, поэтому исключительно актуальным становится вопрос: на сколько успешно мигранты адаптируются на новом месте? Способность индивида к адаптации зависит от устойчивости функций организма и гибкости (разнообразия) реакций центральной нервной системы и психики, но при сохранении душевного равновесия. Стабильность душевного равновесия – это ровное спокойное настроение вследствие баланса процессов торможения и возбуждения, положительных и отрицательных эмоций, отсутствие резких всплесков, не оправдываемых ситуацией, а в случае волнения – быстрое возвращение психики в ее прежнее состояние. Это определяется как природными задатками, так и особенностями воспитания.[1] В новых условиях мигранту предстоит сохранять стабильность комплекса Я как
организующего центра психики, равновесие во взаимоотношениях с окружающими,
чувство собственного достоинства, устойчивость содержания Гармоничная семья всегда была и будет для человека, а особенно для человека, совершившего миграцию, надежным тылом, источником сил и душевного равновесия, основой стабильности во внешнем мире. Поэтому на наш взгляд является важным изучить особенности внутрисемейного взаимодействия в семьях мигрантов и понять существуют ли помимо гендерных различий, различия миграционные. В этой связи нами было предпринято исследование характеристик внутрисемейного взаимодействия у московской молодежи из семей мигрантов. Экспериментальной базой исследования явились студенты четырех колледжей г. Москвы. Общее количество студентов, принявших участие в исследовании 166 человек, из них 90 юношей (что составляет 54,3%) и 76 девушек (45,7% от общего числа респондентов). Возраст респондентов от 16 до 22 лет. 122 человека (73,5%) родились в Москве, 44 респондента (26,5%) родились в провинции. Оба родителя 60 человек (36,1%) родились в Москве. Оба родителя 79 человек (47,6) родились в провинции, у 27 человек (16,3%) один из родителей родился в провинции. Отцы 87 человек (52,4%) родились в провинции. У 94 человек (56,6%) матери родились в провинции. В исследовании был использован опросник И.М. Марковской «Взаимодействие
1. 2. 3. 4. Эмоциональная дистанция эмоциональная близость ребенка к родителю. Показатели этой шкалы показывают на сколько дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться с ними важным и сокровенным. 5. Следующие пять шкал опросника отражают характер взаимодействия между родителями и детьми по мнению подростков. 6. Отсутствие 7. 8. 9. Авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают оценку родителя в сфере его влияния на ребенка – на сколько его действия и мнения являются авторитетными для подростка и какова сила их влияния. Высокие показатели по этой шкале означают выраженное положительное отношение к родителю в целом. 10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным этой шкалы
можно судить об удовлетворенности отношениями подростка с родителями. Низкая
степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре
Проведенный анализ гендерных различий взаимодействия отца с детьми показал, что юноши в большей степени, чем девушки считают отца эмоционально близкой фигурой (U=1117.5, p<0,001). То есть у молодых людей, в большей степени, чем у девушек развита потребность делиться с отцом самым сокровенным и важным. Молодые люди в большей степени, чем девушки считают, что в их взаимоотношениях с отцом присутствует сотрудничество (U=1400, p<0,05), что отражает равенство и партнерство в отношениях с отцом и является следствием включенности молодых людей во взаимодействие. Рисунок 1. Рисунок 1. Характеристики взаимодействия отца с детьми (по И.М. Марковской) в зависимости от пола респондента. Анализ взаимодействия матери с детьми также выявил гендерные различия. Юноши, в большей степени, чем девушки считают, что матери в отношениях с ними проявляют требовательность (U=2451, p<0,05). Рисунок 2.
Рисунок 2. Характеристики взаимодействия матери с детьми (по И.М. Марковской) в зависимости от пола респондента. Исследование различий стилей внутрисемейного взаимодействия в семьях мигрантов 1−го поколения показало, что молодые люди, родившиеся в Москве чаще, чем не москвичи считают, что их матери во взаимодействии проявляют требовательность (U=1825,5, p<0,05) и контроль (U=1886, p<0,05). То есть матери москвичей, по мнению респондентов, ожидают от своих детей более высокого уровня ответственности, и одновременно с этим предоставляют им меньше свободы (автономности). Наше исследование показало, что, по мнению респондентов, отцы, родившиеся в Москве, эмоционально ближе к своим детям (U=1276,5, p<0,05) и более последовательны в отношениях (U=2451, p<0,05). Рисунок 3. То есть дети из семей, где отцы родились в Москве, испытывают большую потребность делиться с ними сокровенным и чувствуют своих отцов эмоционально близкими людьми. Отцы не москвичи, по мнению респондентов более последовательны в своих требованиях, воспитательных приемах и отношении к ребенку, чем отцы, родившиеся в Москве. Рисунок 3. Характеристики взаимодействия отца с детьми (по И.М. Марковской) в зависимости от места рождения отца респондента. Респонденты, чья мать родилась не в Москве считают, что матери их сильнее контролируют (U=2518, p<0,05), чем матери, родившиеся в Москве. То есть матери, родившиеся в провинции, в отношениях со своими детьми в большей степени опекают и ограничивают своих детей, чем матери, родившиеся в Москве. Рисунок 4. Рисунок 4. Характеристики взаимодействия матери с детьми (по И.М. Марковской) в зависимости от места рождения матери респондента. Наше исследование показало, что тип семьи оказывает существенное влияние на характер внутрисемейного взаимодействия детей с их отцом. Так, в полных семьях наблюдается большая степень эмоциональной близости детей с отцом (U=459,5, p<0,05), в таких семьях дети в большей степени чувствуют принятие себя отцом (U=371,5, p<0,001) и как следствие их развитие будет благоприятным, а самооценка адекватно высокой. Дети из полных семей в большей степени по сравнению с детьми из неполных семей ощущают равенство и партнерство во взаимоотношениях с отцом, больше включены во взаимодействие и сотрудничество (U=398, p<0,05). В таких семьях гораздо выше степень и частота согласия детей с отцовским стилем воспитания и степень согласия с ним в различных житейских ситуациях (U=405,5, p<0,05), Респонденты из полных семей считают отцов более последовательными в своих требованиях, в своем отношении к ребенку и в применении наказаний и поощрений (U=407,5, p<0,05). Респонденты из однодетных семей считают, что их матери в меньшей степени, чем матери в двухдетных и многодетных семьях принимают их (Н=8,7, р<0,05), то есть в однодетных семьях дети чувствуют себя более отвергаемыми матерью, чем дети в двух- и многодетных семьях. Для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии подростка
нами был использован тест «Динамический рисунок семьи»[3], в котором респондентам было предложено задание
нарисовать свою семью так, чтобы каждый член семьи 1) отверженность отсутствие себя на рисунке, небрежное или схематическое изображение себя, изолированность себя от других; 2) изоляция удаление себя от остальных членов семьи, разделение изображенных фигур линиями, расположение в разных комнатах – свидетельствует о серьезном нарушении внутрисемейных контактов; 3) конфликтные отношения, агрессия изображение фигуры человека со спины, или в профиль; кулак, поднятая крупная ладонь, острые ногти, оружие или острое орудие в руках, зубы; 4) эмоциональная дистанция удаленность членов семьи друг от друга, небрежное или схематическое изображение всех членов семьи, изображение большого количества мебели и вещей; 5) эмоциональная близость – обращенность членов семьи друг к другу, пространственная близость, контакт рук. На рисунке 5 показано, что основной проблемной характеристикой внутрисемейного взаимодействия является отверженность (встречается у 41 респондента). Эти молодые люди чувствуют, что их семья отвергает их личностные качества и поведенческие проявления. 35 респондентов считают, что в их семьях существуют эмоционально дистантные отношения. 34 респондента живут в конфликтных семьях, где также присутствует агрессивное поведение. 28 респондентов ощущают в своей семье изоляцию. И только 28 респондентов (16,9% ) чувствуют в своих семьях эмоциональную близость, которая является составной частью гармоничного внутрисемейного взаимодействия. Рисунок 5. Характеристики внутрисемейного взаимодействия (по данным методики «Динамический рисунок семьи» Юноши чаще чем девушки ощущают в семье отверженность (Хи2=26,03, p<0,01) (у 34 юноши и 7 девушки), тогда как девушки чаще ощущают в своих семьях эмоциональную дистанцию (у 23 девушки и 12 юношей). Рисунок 6.
Рисунок 6. Характеристики внутрисемейного взаимодействия в зависимости от пола респондента (по данным методики «Динамический рисунок семьи») Отверженность чаще (Xи2=11,18, P<0,05) ощущают дети отцов москвичей (28 против 13), а эмоциональную дистанцию чаще дети отцов не москвичей (25 против 10). Рисунок 7.
Рисунок 7. Характеристики внутрисемейного взаимодействия в зависимости от места рождения отца респондента (по данным методики «Динамический рисунок семьи») Таким образом, как и предполагалось, существуют гендерные различия в характеристиках внутрисемейного взаимодействия: молодые люди в большей степени чем девушки считают отца эмоционально близкой фигурой и считают, что в их взаимоотношениях с отцом присутствует сотрудничество. Юноши также в большей степени чем девушки ощущают на себе требовательность матери, мать ожидает от них более высокой степени ответственности. Юноши чаще чем девушки ощущают себя отверженными в семейном взаимодействии, тогда как девушки больше ощущают в своих семьях эмоциональную дистанцию. Молодые люди, родившиеся в Москве считают своих матерей более требовательными и контролирующими, чем молодые люди, родившиеся не в Москве. Место рождения отца также оказывает существенное влияние на характер
взаимоотношений в семье. Так респонденты, чей отец родился в провинции
испытывают по отношению к нему большую эмоциональную дистанцию, чем дети
[1] Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление). М.: МПСИ, 2007. – 296с. [2] Марковская И.М. Тренинг Взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2002. – 150с. [3] Венгер А.Л.
Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство – М.: |
|