Ольга Цейтлин психолог-консультант

Психологическое консультирование

Психологическое консультирование

Если вы испытываете трудности в повседневной жизни, деятельности, общении, взаимоотношениях, и ищете помощи, то психологическое консультирование  будет для вас оптимальным решением.

Психологическое консультирование

выделилось в свое время из психотерапии и поэтому методы консультирования позаимствованы из психотерапии. Если вы хотите подробно ознакомиться с  методами, которые я использую в своей работе, то вы можете перейти в разделы: когнитивно-поведенческая психотерапия, психогенетика, семейная психотерапия, экзистенциальная психотерапия

У психологического консультирования и психотерапии очень много общего, но  есть и существенные отличия – об этом вы можете прочитать в разделе Психологическое консультирование и психотерапия – в чем различия.

В разделе Психотерапевтический контракт вы найдете информацию о том, какие устные соглашения должны заключить консультант и  клиент, чтобы их совместная работа была максимально полезной для клиента.

Психологическое консультирование

подразумевает, что во время консультации клиент рассказывает о себе, а психолог консультант слушает, помогая ему выразить свои мысли, чтобы понять значение того, что происходит в жизни клиента.

Встречу психолога консультанта можно условно поделить на четыре этапа: знакомство, начало беседы; расспрос клиента; коррекционное воздействие; завершение беседы.

Знакомство, начало беседы. С самых первых минут встречи консультант прилагает усилия для того, чтобы установить с клиентом доверительные отношения. И первое, что делает консультант — это встречает клиента и предлагает ему сесть.

В начале встречи консультант обычно немногословен, так как человек, впервые пришедший к психологу, испытывает дискомфорт, ему необходимо дать немного времени, чтобы оглядеться и прийти в себя.

Очень важный момент начала беседы – знакомство с клиентом по имени: лучше если консультант представится так же, как и клиент (по имени-отчеству, просто по имени и т.д.). Бывает, что в начале консультации клиенту необходимо объяснить, что такое психологическое консультирование и на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. Консультант также вкратце рассказывает о  себе: своей профессиональной подготовке и опыте работы.

Расспрос клиента. На этом этапе консультант переходит непосредственно к процессу консультирования. Вполне логично, что сначала необходимо, чтобы клиент рассказал о том, что его беспокоит, что делает его жизнь не такой, как ему хотелось бы.

Иногда, начало беседы осложняется сопротивлением клиента, так как, уже находясь в кабинете психолога, он все еще задает себе вопрос, стоило ему сюда приходить или нет. Клиент может начать выражать сомнения подходит ли ему консультант. Дело в том, что психологическое консультирование – это наука, поэтому личные особенности консультанта не имеют большой роли, гораздо важнее профессиональная квалификация, которую клиент сможет оценить лишь в процессе работы и тогда принять решение, нужен ли ему какой-то другой специалист.

Отметим, что психологическим консультированием может заниматься человек с  базовым психологическим образованием и опытом работы с супервизором (под наблюдением).
Когда клиент начал рассказ о себе и трудностях взаимоотношений, главная задача консультанта – как можно лучше разобраться в его проблемах, понять, с чем связаны основные конфликты или тревоги. Пока клиент говорит, психолог не просто слушает, а работает – он поддерживает контакт с клиентом, стимулирует его рассказ, направляет беседу вопросами и осмысливает то, что слышит.

Психологическое консультирование

позволяет консультанту сделать выводы о том, как понимает свою ситуацию клиент, в чем и как он видит причины своих проблем и сформулировать и проверить консультативные гипотезы.

Коррекционное воздействие. Когда специалист уже довольно хорошо представляет себе что и как делает клиент, создавая тем самым свои проблемы, он  предлагает клиенту свое профессиональное видение проблемы таким образом, чтобы человек смог это понять и сделать свои собственные выводы.

На коррекционном этапе психологического консультирования специалист должен не только проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем, но и понять, какие его потребности удовлетворяются конфликтом. Психологическое консультирование подтверждает, что проблемное поведение выгодно клиенту, потому что оно удовлетворяет неосознаваемые потребности, которые невозможно по каким-то причинам удовлетворить по-другому.

Таким образом, в результате коррекционного воздействия, клиент будет хорошо представлять, как его поведение и способы реагирования ухудшают отношения. Психологическое консультирование помогает человеку сформировать возможные альтернативы поведения и выбрать для себя наиболее подходящий вариант.

Так как психологическое консультирование является краткосрочным процессом, и большинство посещений, около 75% – разовые, то  консультант помогает клиенту изменить свою ситуацию, но при этом не стремится к  глубинным изменениям как в психотерапии.

В среднем в психологическом консультировании на решение одной проблемы отводится от одной до шести встреч, поэтому тщательная, детальная проработка позитивных вариантов поведения происходит не всегда. А иногда сама возможность иного отношения к ситуации для клиента настолько нова и непривычна, что требует длительного осмысления и привыкания к ней. Человеку приходится самому обдумывать и решать, как ему быть дальше.

Но, даже отпуская клиента для такого самостоятельного осмысления, консультант подчеркивает, что реальные изменения необходимы, так как простого понимания себя и ситуации без реальных действий не достаточно для улучшения отношений.

Завершение беседы. В конце беседы, консультант и клиент кратко обобщают все произошедшее за время консультации. Консультант предлагает клиенту домашнее задание и четко формулирует, какие именно задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно их понадобится. После того как следующая встреча запланирована, клиент и консультант прощаются.

В завершении хочется сказать о том, что психологическое консультирование дает клиенту возможность ожидать:
— улучшения отношений с близкими, значимыми людьми, коллегами на работе;
— повышения самооценки, уверенности в себе и самоуважения;
— возрождения интереса к жизни, прилива энергии;
— большей веры в собственные силы и в собственные возможности;
— изменения поведения таким образом, чтобы человек мог жить в состоянии удовлетворенности и развивал собственные навыки преодоления трудностей, особенно в новых жизненных обстоятельствах.
— значительного снижения остроты проблем, заставивших клиента обратиться за  помощью.

Довольно трудно заранее предугадать, избавит ли психологическое консультирование клиента от всех проблем, однако, оно точно поможет ему лучше узнать себя и других. Кроме того, психологическое консультирование уже много раз помогало другим людям.

Автор статьи: Ольга Цейтлин, психолог консультант



Ольга Цейтлин психолог-консультант

Ситуации, требующие помощи Проблемы в семье Страх смерти Когнитивные и поведенческие проблемы Эмоциональные конфликты Психосоматические заболевания Возрастные кризисы Негативные эмоции Зависимое поведение
Возможные решения Психологическое консультирование Психотерапия Психологическое консультирование или психотерапия — в чем разница? Психологическое консультирвание и психотерапия семьи Психотерапевтический контракт Семейная психотерапия Когнитивно-поведенческая психотерапия Психогенетика Экзистенциальная психотерапия (смысл жизни, свобода и одиночество)
Запись на консультацию
Контакты

Записаться на консультацию

 
Психолог консультант - Ольга Цейтлин на Твиттере Мой статус в Skype Психолог консультант - Ольга Цейтлин на Фейсбуке

© 2008 — 2010 Психолог консультант — Ольга Цейтлин

Консультация психолога Москва + 7 (926) 540 540 1

Ленинградское шоссе д. 55, метро Аэропорт


???????@Mail.ru