![]() |
Психологическое консультирование![]() Если вы испытываете трудности в повседневной жизни, деятельности, общении, взаимоотношениях, и ищете помощи, то психологическое консультирование будет для вас оптимальным решением. Психологическое консультированиевыделилось в свое время из психотерапии и поэтому методы консультирования позаимствованы из психотерапии. Если вы хотите подробно ознакомиться с методами, которые я использую в своей работе, то вы можете перейти в разделы:У психологического консультирования и психотерапии очень много общего, но есть и существенные отличия – об этом вы можете прочитать в разделе Психологическое консультирование и психотерапия – в чем различия. В разделе Психотерапевтический контракт вы найдете информацию о том, какие устные соглашения должны заключить консультант и клиент, чтобы их совместная работа была максимально полезной для клиента. Психологическое консультированиеподразумевает, что во время консультации клиент рассказывает о себе, а психолог консультант слушает, помогая ему выразить свои мысли, чтобы понять значение того, что происходит в жизни клиента.Встречу психолога консультанта можно условно поделить на четыре этапа: знакомство, начало беседы; расспрос клиента; коррекционное воздействие; завершение беседы. Знакомство, начало беседы. С самых первых минут встречи консультант прилагает усилия для того, чтобы установить с клиентом доверительные отношения. И первое, что делает консультант это встречает клиента и предлагает ему сесть. В начале встречи консультант обычно немногословен, так как человек, впервые пришедший к психологу, испытывает дискомфорт, ему необходимо дать немного времени, чтобы оглядеться и прийти в себя. Очень важный момент начала беседы – знакомство с клиентом по имени: лучше
если консультант представится так же, как и клиент (по Расспрос клиента. На этом этапе консультант переходит непосредственно к процессу консультирования. Вполне логично, что сначала необходимо, чтобы клиент рассказал о том, что его беспокоит, что делает его жизнь не такой, как ему хотелось бы. Иногда, начало беседы осложняется сопротивлением клиента, так как, уже
находясь в кабинете психолога, он все еще задает себе вопрос, стоило ему сюда
приходить или нет. Клиент может начать выражать сомнения подходит ли ему
консультант. Дело в том, что психологическое
консультирование – это наука, поэтому личные особенности
консультанта не имеют большой роли, гораздо важнее профессиональная
квалификация, которую клиент сможет оценить лишь в процессе работы и тогда
принять решение, нужен ли ему Отметим, что психологическим консультированием может заниматься человек с базовым психологическим образованием и опытом работы с супервизором (под
наблюдением). Психологическое консультированиепозволяет консультанту сделать выводы о том, как понимает свою ситуацию клиент, в чем и как он видит причины своих проблем и сформулировать и проверить консультативные гипотезы.Коррекционное воздействие. Когда специалист уже довольно хорошо представляет себе что и как делает клиент, создавая тем самым свои проблемы, он предлагает клиенту свое профессиональное видение проблемы таким образом, чтобы человек смог это понять и сделать свои собственные выводы. На коррекционном этапе психологического консультирования специалист должен
не только проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе
проблем, но и понять, какие его потребности удовлетворяются конфликтом.
Психологическое консультирование подтверждает, что
проблемное поведение выгодно клиенту, потому что оно удовлетворяет
неосознаваемые потребности, которые невозможно Таким образом, в результате коррекционного воздействия, клиент будет хорошо представлять, как его поведение и способы реагирования ухудшают отношения. Психологическое консультирование помогает человеку сформировать возможные альтернативы поведения и выбрать для себя наиболее подходящий вариант. Так как психологическое консультирование является краткосрочным процессом, и большинство посещений, около 75% – разовые, то консультант помогает клиенту изменить свою ситуацию, но при этом не стремится к глубинным изменениям как в психотерапии. В среднем в психологическом консультировании на решение одной проблемы отводится от одной до шести встреч, поэтому тщательная, детальная проработка позитивных вариантов поведения происходит не всегда. А иногда сама возможность иного отношения к ситуации для клиента настолько нова и непривычна, что требует длительного осмысления и привыкания к ней. Человеку приходится самому обдумывать и решать, как ему быть дальше. Но, даже отпуская клиента для такого самостоятельного осмысления, консультант подчеркивает, что реальные изменения необходимы, так как простого понимания себя и ситуации без реальных действий не достаточно для улучшения отношений. Завершение беседы. В конце беседы, консультант и клиент кратко обобщают все произошедшее за время консультации. Консультант предлагает клиенту домашнее задание и четко формулирует, какие именно задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно их понадобится. После того как следующая встреча запланирована, клиент и консультант прощаются. В завершении хочется сказать о том, что психологическое
консультирование дает клиенту возможность ожидать: Довольно трудно заранее предугадать, избавит ли психологическое
консультирование клиента от всех проблем, однако, оно точно поможет ему лучше
узнать себя и других. Кроме того, психологическое консультирование уже много
раз помогало другим людям. Автор статьи: Ольга Цейтлин, психолог консультант |
|