Ольга Цейтлин психолог-консультант

Цейтлин О.А. Исследование структуры ценностных ориентаций и ценностных мотиваций у молодежи из семей мигрантов

Цейтлин О.А. Исследование структуры ценностных ориентаций и ценностных мотиваций у молодежи из семей мигрантов

В работах ряда авторов, было показано, что адаптация человека, совершившего миграцию, наилучшим образом происходит, когда он  с одной стороны обладает способностью вживаться в новую среду, меняться, принимать новые ценности и  осваивать новые традиции (что уменьшает «культурный шок»), а с другой стороны, умеет поддерживать свою обособленность, сохранять свои внутренние ценности и  самобытность (это дает ему внутреннюю устойчивость и опору во внешней среде).[1]

В этой связи нами было предпринято исследование ценностных ориентаций и  мотиваций у московской молодежи из семей мигрантов.

Экспериментальной базой исследования явились студенты четырех колледжей г. Москвы. Общее количество студентов, принявших участие в исследовании 166  человек, из них 90 юношей (что составляет 54,3%) и 76 девушек (45,7% от общего числа респондентов). Возраст респондентов от 16 до 22 лет.

122 человека (73,5%) родились в Москве, 44  респондента (26,5%) родились в провинции. Оба родителя 60 человек  (36,1%) родились в Москве. Оба родителя  79 человек (47,6) родились в провинции, у 27 человек (16,3%) один из родителей родился в провинции. Отцы 87 человек (52,4%) родились в  провинции. У  94 человек (56,6%) матери родились в провинции.

Изучение структуры ценностных ориентаций личности было проведено с помощью методики С.С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности»[2], которая позволяет выявить следующие ценности: 1) приятное времяпрепровождение, отдых; 2) высокое материальное благосостояние; 3) поиск и наслаждение прекрасным; 4) помощь и  милосердие к другим людям; 5) любовь; 6) познание нового в мире, природе, человеке; 7)высокий социальный статус и управление людьми; 8) признание и  уважение людей и влияние на окружающих; 9) социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; 10) общение; 11) здоровье[3].

На рисунке 1 показана структура ценностных ориентаций. Ведущими ценностными ориентациями или ценностным ядром являются: 1) «признание и уважение людей и  влияние на окружающих» (с показателем 4,64); 2) «приятное времяпрепровождение, удовольствие, отдых» (с показателем 4,35); 3) «помощь и милосердие к другим людям» с показателем 4,18; и 4) «любовь» с показателем 4,07.

Самыми незначимыми ценностями оказались: 1) «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» (с показателем 2,45); 2) «высокий социальный статус и управление людьми» (с показателем 2,75); 3) «познание нового в мире, природе, человеке» с показателем 2,9; и 4) «общение» с  показателем 2,94. Такая низкая ценность «общения» не характерна для респондентов данной возрастной группы и может объясняться высокой степенью вовлеченности молодежи в виртуальную коммуникацию, которую обеспечивает Интернет.

В число индифирентных (со средним уровнем значимости) ценностей для молодых людей, принявших участие в исследовании, входят «высокое материальное благосостояние» (показатель 3,69); «поиск и наслаждение прекрасным» (показатель 3,22); и «здоровье» (показатель 3,25).

Рис. 1. Структура ценностных ориентаций (согласно методике С.С. Бубновой)

Проведенный анализ гендерных различий в структуре ценностных ориентаций молодежи показал, что для юношей большую ценность, чем для девушек имеют: высокое материальное благосостояние (U=2313.5,p<0,01). И меньшую, чем для девушек ценность имеют а) «признание и уважение людей и влияние на окружающих» (U=2543.5, p<0,01), б) «познание нового в мире, природе, человеке» (U=2153, p <0,0001), в) «поиск и наслаждение прекрасным (U=1493, p<0,001). Рисунок 2.

 

Рис. 2. Структура ценностных ориентаций (согласно методике Бубновой С.С.)  в зависимости от пола респондента.

Далее мы провели анализ того, как зависит структура ценностей от того, является молодой человек выходцем из семьи коренных москвичей или из семьи мигрантов.

Для респондентов, отец которых родился в провинции, более значимыми являются ценности «помощь и милосердие к другим людям (U=2354,5, p<0,01) и «познание нового в мире, природе, человеке» (U=2494,5, p<0,05), по сравнению с  молодыми людьми, отцы которых родились в Москве.

Молодые люди, у которых мать родилась в провинции, больше ценят «помощь и  милосердие к другим людям» (U=2632, p<0,05) и «поиск и наслаждение прекрасным» (U=2613, p<0,05).

Ценность «помощь и милосердие к другим людям» имеет большую значимость (U=1264, p<0,05) у респондентов, семья которых прожила в мегаполисе менее 10  лет. Мы предполагаем, что этот результат показывает, что члены семьи хорошо помнят, что такое попасть в незнакомое место и как трудно адаптироваться в нем. Для этих респондентов также имеет большее значение «Познание нового в мире, природе, человеке» (U= 1301,p<0,05), так как для успешной адаптации в новых условиях необходима интенсивная познавательная деятельность.

Наиболее сильное стремление к высокому социальному статусу и управлению людьми (U=1310, p<0,05), проявляют молодые люди из семей, проживших в городе более 10 лет. Вероятно, это объясняется тем, что за 10 лет проживания в городе произошла базовая адаптация – т.е. семья добилась удовлетворения витальных потребностей и перешла к новому уровню потребностей – в социальном признании и  уважении.

Молодым людям, происходящим из семей, где оба родителя не москвичи, в  большей степени свойственна альтруистическая направленность, связанная с  ближайшим социальным окружением: семьей и близкими людьми. Для них в большей степени значимы помощь и милосердие к другим людям (Н=8.6, р<0.05) и любовь (Н=8.6, р<0.05). Создание атмосферы любви и взаимопомощи в сфере семейных взаимоотношений – это то, что помогает мигрантам эффективно адаптироваться в  новой для них среде, одновременно сохраняя собственные ценности, и дает возможность опереться на них. Рисунок 3.

Рис. 3. Структура ценностных ориентаций в зависимости от места рождения родителей респондента (Согласно методике С.С. Бубновой).

Интересно отметить, что в нашем исследовании выявлена зависимость между количеством детей в семье и тем, на сколько молодые люди стремятся сохранять и  поддерживать свое здоровье. Такая потребность в большей степени развита у  респондентов из семей, где больше 3 детей (Н=9,02, p<0,05). Самая низкая значимость предается здоровью в семьях, где 2 ребенка. Однодетные семьи занимают промежуточное значение.

Далее в нашем исследовании с помощью методики С. Шварца[4] были выявлены 11 мотивационных типов ценностных категорий или «ценностных типов». Данные критерии определяются в  зависимости от той основной цели, на которую они ориентированы. Приведем здесь их описание:

1)    саморегуляция: мотивационная цель – независимые мысль и  действия (выбор, творчество, исследование), диктуемые потребностью индивида быть автономным и независимым;

2)    стимулирование (полнота жизненных ощущений): мотивационная цель – новизна и состязание в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма;

3)    гедонизм: мотивационная цель – удовольствие, чувственное наслаждение жизнью. Этот мотивационный тип выделен из необходимости удовлетворения биологических потребностей и испытываемого при этом удовольствия;

4)    достижение: мотивационная цель — достижение личного успеха посредством проявления компетентности, исходя из признанных культурных стандартов, тем самым получение социального одобрения;

5)    власть: мотивационная цель – достижение социального статуса, престижа и господства над людьми. Этот мотивационный тип отличается от  типа «достижение» тем, что относится к достижению господства в пределах общей социальной системы, а не в конкретном взаимодействии;

6)    безопасность: мотивационная цель – стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида. Она вытекает из  основных индивидуальных и групповых потребностей.

7)    конформность: мотивационная цель – ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальные ожидания и  нормы. Ценности конформности подчеркивают самоограничение личности в  каждодневном ее взаимодействии с другими индивидами;

8)    традиция: мотивационная цель – уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и  религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее мира и предполагаемыми гарантами ее выживания;

9)    благосклонность: мотивационная цель – поддержание и  повышение благополучия людей, с которыми человек находится в постоянном контакте и поддерживает личные отношения;

10)универсализм: мотивационная цель – понимание, признательность, терпимость и поддержания благополучия всех людей и природы.   

На рисунке 4 показаны усредненные данные диагностики основных ценностных мотиваций респондентов. Ведущей ценностной категорией является достижение (усредненный бал по шкале «достижение» равен 76 баллам) личного успеха посредством проявления компетентности, исходя из признанных культурных стандартов и получение социального одобрения. Второй по значимости ценностной мотивацией молодые люди, принявшие участие в исследовании считают удовольствие, чувственное наслаждение жизнью (усредненный бал по шкале «гедонизм» равен 75  баллам). И достижения, и гедонизм связаны с получением удовольствия, с  потаканием самому себе. Значимость этих целей свидетельствует о стремлении молодых людей к потворствованию своим желаниям.

Наименее значимыми ценностными категориями оказались «власть» (с усредненным показателем 61), «безопасность» и «традиции» (с усредненными показателями 66). То есть испытуемые в среднем по выборке меньше всего стремятся к достижению социального статуса, престижу и господству над людьми, для них не является значимой стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида, и они не хотят уважать и поддерживать обычаи и идеи, существующие в  обществе. Низкая оценка «власти» и «безопасности» свидетельствует о нежелании респондентов вкладывать свои силы в преодоление и избегание опасности путем контроля за взаимоотношениями и природными ресурсами. Что в свою очередь свидетельствует о низкой социальной активности и адаптированности респондентов.

Рис. 4. Структура ценностных мотиваций (результаты получены с помощью методики С.Шварца).

Проведенное исследование показало, что существуют гендерные отличия в  структуре ценностных мотиваций респондентов. Для девушек в большей степени, чем для юношей значима «саморегуляция» (U=2732.5, p<0/05) и «стимулирование» (U=2732.5, p<0,05). Им в большей степени, чем юношам свойственна внутренняя мотивация творчества и стремление к изменению личности.

Девушки больше, чем юноши стремятся к универсализму, то есть к пониманию, признательности, терпимости и поддержанию благополучия всех людей и природы (U=2281, p<0,001) и благосклонности (U=2730.5, p<0,05) – они хотят поддерживать и повышать благополучие людей, с которыми находятся в по постоянном контакте и поддерживают личные отношения, способствовать благополучию группы. Эти ценности имеют отношение к удовлетворению потребностей, связанных с существованием во внешнем мире, к вытеснению своих собственных интересов за пределы личностного мира, отказ от эгоистических интересов. Поэтому мы можем предположить, что это свидетельствует о более высокой способности девушек к социальной адаптации.

Гедонизм является в большей степени ценностной мотивацией для девушек, чем для юношей (U=2674,5, p<0,05). Девушки больше стремятся к наслаждению жизнью, удовольствиям и чувственным наслаждениям.

На рисунке 5 показано, что те респонденты, чей отец родился в провинции в  большей степени ценят безопасность (U=2630,5, p<0,05), чем респонденты, чей отец родился в Москве. Они имеют своей целью стабильность, безопасность, гармонию общества, семьи и самого индивида.

Рис. 5. Структура ценностных мотиваций респондентов в зависимости от  места рождения отца  (результаты получены с помощью методики С.Шварца).

Как показано на рисунке 6, молодые люди из семей, где мать родилась в  провинции, больше нуждаются в безопасности (U=2598, p<0,05) и традициях (U=2695,5, p<0,05), чем молодежь из семей, где мать родилась в мегаполисе. Они в большей степени стремятся к сохранению традиций, защите стабильности и  неизменности общества.

Рис. 6. Структура ценностей респондентов в зависимости от места рождения матери (Результаты получены с помощью методики С. Шварца).

Молодые люди, происходящие из семей, которые прожили в Москве менее 10 лет в  большей степени стремятся к обеспечению безопасности (U=2598, p<0,05), чем молодежь из семей, проживших в мегаполисе больше 10 лет. Предположительно такая зависимость связана с тем, что 10 лет – это недостаточный срок для адаптации мигрантов на новом месте. Рисунок 7.

 

Рисунок 7. Структура ценностей респондентов в зависимости от срока проживания семьи в Москве (Результаты получены при помощи методики С. Шварца).

У  респондентов из полных семей саморегуляция выше (U=2300,5, p<0,05), чем у остальных молодых людей. Полная семья дает человеку большее ощущение безопасности, поэтому молодые люди из полных семей в большей степени стремятся к независимому мышлению, осуществлению собственного выбора в жизни, творчеству и исследованию.

В семьях, где оба родителя москвичи у молодых людей потребность в  безопасности ниже (Н=6.02, р<0.05), чем у молодых людей, происходящих из  семей, где оба родители не москвичи или только один родитель из провинции. Это, вероятно, также объясняется тем, что молодые люди из семей мигрантов вынуждены адаптироваться в новой социальной среде, которая  сама по себе дает ощущение опасности и  нестабильности. Рисунок 8.

 

Рис. 8. Структура ценностей респондентов в зависимости от места рождения родителей (Результаты получены при помощи методики С. Шварца).

В семьях, где только один из родителей москвич, респонденты больше стремятся к саморегуляции (Н=6.02, р<0.05). Эти молодые люди в большей степени стремятся к независимому мышлению и действиям, направленным к автономности и  независимости.

Место рождения респондента и количество детей в семье не оказывают существенного влияния на структуру ценностных мотиваций, выявленных при помощи методики С. Шварца.

ВЫВОДЫ.

Проведенный нами анализ гендерных различий в структуре ценностных ориентаций и мотиваций респондентов показал, что для юношей высокое материальное благосостояние имеет большую ценность, чем для девушек. Для девушек большее значение имеет признание и уважение людей и влияние на окружающих, познание нового в мире, природе, человеке и поиск и наслаждение прекрасным.

Девушкам в большей степени, чем юношам свойственна внутренняя мотивация творчества и стремление к изменению личности. Девушки больше, чем юноши стремятся к пониманию, признательности, терпимости и поддержанию благополучия всех людей и природы и хотят поддерживать и повышать благополучие людей, с  которыми находятся в по постоянном контакте и поддерживают личные отношения, способствовать благополучию группы. Эти ценности имеют отношение к  удовлетворению потребностей, связанных с существованием во внешнем мире, к  вытеснению своих собственных интересов за пределы личностного мира, отказ от  эгоистических интересов. Поэтому мы можем предположить, что это свидетельствует о более высокой готовности девушек к социальной адаптации.

Гедонизм является в большей степени ценностной мотивацией для девушек, чем для юношей. Девушки больше ценят наслаждение жизнью, удовольствия и чувственные наслаждения.

Исследование также позволило нам выявить «миграционные» особенности в  структуре ценностных ориентаций и мотиваций испытуемых.

Для молодых людей, чей отец родился в провинции в большей степени значимыми являются помощь и милосердие к другим людям. Они больше, чем молодые люди, чей отец родился в Москве, стремятся к познанию и в большей степени нуждаются в  безопасности и хотят обеспечивать стабильность и гармонию общества, семьи и  самого индивида.

Место рождения матери также оказывает воздействие на ценностную структуру молодежи. Молодые люди, у которых мать родилась в провинции больше стремятся оказывать помощь и милосердие другим людям, они больше ценят прекрасное и  красоту, больше ценят безопасность и стремятся к сохранению традиций, защите стабильности и неизменности общества.

Молодым людям, происходящим из семей, где оба родителя не москвичи, в  большей степени свойственна альтруистическая направленность, связанная с  ближайшим социальным окружением: семьей и близкими людьми. Для них в большей степени значимы помощь и милосердие к другим людям и любовь. Создание атмосферы любви и взаимопомощи в сфере семейных взаимоотношений – это то, что помогает мигрантам эффективно адаптироваться в новой для них среде, одновременно сохраняя собственные ценности и дает возможность опереться на них.

В семьях, где оба родителя москвичи у молодых людей потребность в  безопасности ниже, чем у молодых людей, происходящих из семей, где оба родители не москвичи или не москвич один родитель. Это вероятно также объясняется тем, что молодые люди из семей мигрантов вынуждены адаптироваться в новой социальной среде, которая  сама по себе дает ощущение нестабильности и опасности.

В семьях, где только один из родителей москвич, респонденты больше стремятся к саморегуляции, то есть к независимому мышлению и действиям, направленным к  автономности и независимости.

Для молодых людей, происходящих из семей, менее 10 лет проживших в Москве характерна более высокая познавательная способность, они в большей степени ценят милосердие и готовность помогать другим людям и в большей степени стремятся к обеспечению безопасности, чем молодые люди из семей, проживших в  Москве более 10 лет.

Молодые люди, чьи семьи прожили в Москве более 10 лет больше ценят высокий социальный статус и управление людьми. Вероятно, это объясняется тем, что за 10 лет проживания в мегаполисе происходит удовлетворение базовых, витальных потребностей, после чего человек стремится к удовлетворению потребностей в  социальном признании и уважении.

Респонденты из семей, где больше 3 детей больше ценят здроровье, чем молодые люди из семей, где 2 ребенка. Однодетные семьи занимают промежуточное значение.

У  респондентов из полных семей стремление к саморегуляции выше, чем у  остальных молодых людей. Полная семья дает человеку большее ощущение безопасности, поэтому молодые люди из полных семей в большей степени стремятся к независимому мышлению, осуществлению собственного выбора в жизни, творчеству и исследованию.

Место рождения респондента не оказывает существенного влияния на структуру ценностных ориентаций молодых людей, принявших участие в исследовании.


[1]  Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление). — М.:  МПСИ, 2007. – 296с.

[2]  Бубнова С.С. Медотдика диагностики ценностных ориентаций личности. М., 1995. -49с.

[3] Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система.//Психологический журнал. – 1999. – т.20. -№5. – с.38−44.

[4] Тихомандрицкая О.А., Дубровская Е.М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы. //Мир Психологии. –  1999. — №3. – с.80−90.



Ольга Цейтлин психолог-консультант

Ситуации, требующие помощи Проблемы в семье Страх смерти Когнитивные и поведенческие проблемы Эмоциональные конфликты Психосоматические заболевания Возрастные кризисы Негативные эмоции Зависимое поведение
Возможные решения Психологическое консультирование Психотерапия Психологическое консультирование или психотерапия — в чем разница? Психологическое консультирвание и психотерапия семьи Психотерапевтический контракт Семейная психотерапия Когнитивно-поведенческая психотерапия Психогенетика Экзистенциальная психотерапия (смысл жизни, свобода и одиночество)
Запись на консультацию
Контакты

Записаться на консультацию

 
Психолог консультант - Ольга Цейтлин на Твиттере Мой статус в Skype Психолог консультант - Ольга Цейтлин на Фейсбуке

© 2008 — 2010 Психолог консультант — Ольга Цейтлин

Консультация психолога Москва + 7 (926) 540 540 1

Ленинградское шоссе д. 55, метро Аэропорт


???????@Mail.ru