Ольга Цейтлин психолог-консультант

Что такое паническая атака или паническое расстройство?

Паническое расстройство (или паническая атака) —  это одна из разновидностей тревожного расстройства. Панические атаки встречаются довольно часто, им подвержены многие люди.

Паническое расстройство приносит многочисленные страдания, сложность состоит в том, что часто паническое расстройство не  распознается врачами общей практики и без своевременной помощи может приобретать хронический характер, существенно ухудшая качество жизни человека.

Ученые установили, что примерно одна пятая часть населения в течение жизни переживает один или несколько эпизодов интенсивной приступообразной тревоги — паники. Регулярные панические атаки, по  данным исследователей случаются у 2% населения. Женщины страдают этим в два-три раза чаще, чем мужчины. Особенно подвержены паническому расстройству люди трудоспособного возраста 25−35 лет.

Симптомы панических атак

Телесные проявления:

— одышка, чувство нехватки воздуха;
— учащение, усиление или перебои сердцебиения;
— давление, боль или чувство дискомфорта в грудной клетке;
— головокружение, ощущение неустойчивости, головные боли;
— боли в области сердца разнообразного характера — ощущения давления, сжатия, жжения, покалывания и др.;
— ощущение внутренней дрожи;
— подрагивание рук и ног или выраженная дрожь;
— чувство слабости, вялости, ватности ног и рук;
— потливость или обильное потоотделение;
— чувство тошноты, дурноты;
— чувство боли или дискомфорта в области желудка или брюшной полости
— чувство онемения, покалывания в различных частях тела;
— приливы жара или озноба.

Паническое расстройство диагностируется, если у человека присутствуют четыре или более из вышеперечисленных симптомов.

Помимо телесных проявлений, при панической атаке отмечается ряд симптомов измененного психического реагирования:

— ощущение нереальности происходящего вокруг;

— ощущение собственной измененности;

— интенсивная тревога разного содержания;

— страх утраты контроля, страх потери сознания, страх смерти вследствие удушья, остановки сердца или другой телесной катастрофы, страх сойти с ума. Приступы тревоги такого рода могут возникать внезапно, непредсказуемо, без психологически понятных причин при отсутствии реальной угрозы для жизни.

Панические атаки не опасны?

Несмотря на то, что при панической атаке человек испытывает очень неприятные, пугающие симптомы, научно установлено, что паническое расстройство не представляет угрозы для жизни и не приводит к тем тяжелым исходам, которых так опасаются пациенты (инсульты, инфаркты и  т.д.).

Нужно ли лечить панические расстройства?

Часто случается, что из-за недостаточной осведомленности о симптомах заболевания и методах его лечения, человек обращается за помощью к  психологу, когда заболевание принимает затяжной и тяжелый характер.

Нередко человек, страдающий от панических атак вообще не  обращается за помощью и не получает необходимого лечения. В результате этого у  человека возникают проблемы в общении, в семейной и профессиональной жизни. У  10−15% людей с паническими расстройствами снижена трудоспособность и возникают финансовые трудности. Наличие панического расстройства заставляет человека значительно чаще обращаться к врачам общей практики, проходить многочисленные круги обследований у различных специалистов. Когда предполагаемые диагнозы не подтверждаются, такие люди продолжают искать другие возможные причины, затрачивая при этом много сил, времени и средств. Так как диагноз не поставлен, а человек продолжает испытывать серьезный дискомфорт, у него формируется стойкая уверенность в наличии опасного, недиагносцируемого телесного заболевания.

Типичные осложнения при паническом расстройстве:

— тревога ожидания очередного приступа приводит к поведению избегания — происходит сужение социального пространства жизни (отказ от посещений публичных мест, поездок на транспорте, общения, а в тяжелых случаях — вплоть до  невозможности выйти из дома);
— болезненная озабоченность здоровьем, сосредоточенность всей психической жизни на отслеживании своего физического состояния, нерациональные посещения врачей и  прохождение лабораторных обследований;
— развитие вторичной депрессии из-за затяжной тяжелой симптоматики и утраты надежды на выздоровление (вторичная депрессия отмечается в 70% случаев панического расстройства); — злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами, к которым больные прибегают с целью снятия напряжения, приводит к возникновению различных форм зависимости в 20% случаев панического расстройства.

Ольга Цейтлин психолог-консультант

Ситуации, требующие помощи Проблемы в семье Страх смерти Когнитивные и поведенческие проблемы Эмоциональные конфликты Психосоматические заболевания Возрастные кризисы Негативные эмоции Тревога и тревожность Депрессия Панические расстройства. Панические атаки Обсессивно-компульсивное расстройство Эмоциональные конфликты Зависимое поведение
Возможные решения Психологическое консультирование Психотерапия Психологическое консультирование или психотерапия — в чем разница? Психологическое консультирвание и психотерапия семьи Психотерапевтический контракт Семейная психотерапия Когнитивно-поведенческая психотерапия Психогенетика Экзистенциальная психотерапия (смысл жизни, свобода и одиночество)
Запись на консультацию