Основной задачей супругов на этом этапе жизни семьи становится
воспитание у детей интереса к занятиям, формирование и поддержка увлечений
ребенка. Снова происходит развитие супружеских взаимоотношений.
Время поступления ребенка в школу может сопровождаться наступлением
кризиса в семье. Несогласие между родителями в том, как воспитывать
ребенка становится более явлным, так как продукт их воспитательной
деятельности, то есть сам ребенок, оказывается объектом всеобщего обозрения.
Родители впервые переживают тот факт, что ребенок когда-нибудь вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом.
Кроме того, перед матерью может встать проблема возвращения на работу, так
как ребенок уже не требует столько внимания, сколько раньше. К этому времени
женщина может в значительной мере дисквалифицироваться, и подобная перспектива
может ее пугать. Возможна и противоположная ситуация, когда возвращения на работу жены не хочет муж, опасающийся потерять над ней контроль.
Одной из распространенных проблем этого периода является школьная
фобия у ребенка. Даже если нет проблем в самой школе, она возникает
вследствие тревоги расставания, когда мать депрессивна и редко покидает
дом.
Способы общения в семье к этому времени становятся стереотипными, и определенные их структуры не приспособлены к пребыванию ребенка вне семьи и требуют корректировки.
Подростковый кризис с точки зрения семейной системы можно
рассматривать как внутрисемейную борьбу за поддержание прежнего иерархического
порядка. Например, мать общается с дочерью как с ребенком, и одновременно видит
в других женщинах соперниц. Когда дочь подрастает и становится для
мамы женщиной-соперницей, их близкие отношения нарушаются. Отец в этой ситуации оказывается, как в ловушке, между женой и взрослой дочерью.
Подобный конфликт возникает, когда мальчик превращается в молодого мужчину,
и отец должен взаимодействовать с ним и как со своим сыном, и как с равным ему
взрослым.