Ребенок смотрит телевизорНе секрет, что телевизор сильно вторгается в повседневную жизнь семьи. Родители часто задают психологу вопросы: Можно ли смотреть телевизор детям? Сколько можно ребенку смотреть телевизор? Каково влияние телевизора на ребенка?И эти вопросы не случайны. К сожалению, зачастую сотни и тысячи часов, проведенные за просмотром телепередач, негативно влияют на детей, иногда перерастая в телеманию. Сидение за телевизором радикально снижает способность и мотивацию детей к чтению. Родителей очень беспокоит влияние на поведение детей сцен насилия, показываемых по телевидению. Выводы научных исследований по этому вопросу сильно настораживают. Многие молодые правонарушители говорили о том, что идея криминального поведения пришла к ним из телевизионных программ (Bradway, 1982). Родителей беспокоит также и огромное количество рекламы, направленной на детей, которые оказывают давление на родителей, чтобы те купили им рекламируемые по телевизору товары, независимо от их достоинств. Но лично меня, как семейного психолога, больше всего волнует то, что телевидение лишает семью того времени, когда члены семьи могут общаться друг с другом.Коварство телевидения заключается еще и в том, что оно приучает детей развлекаться, не прилагая к этому никаких усилий. Все, что необходимо сделать для получения удовольствия – это включить телевизор и стать пассивным наблюдателем, которому не нужно напрягать свои умственные и творческие способности. Это одна из главных причин того, что многим детям скучно в школе. Дети избаловались и у них сформировалось потребительское отношение к жизни. А для гармоничной семейной жизни как раз необходим противоположный, созидательный, творческий подход. Учителя начальной школой и воспитатели детских садов каждый год сталкиваются с большими проблемами, принимая детей, выросших под неограниченным влиянием телевидения. Приходя в школу, дети должны активно включиться в учебную деятельность, но сотни часов, пассивно проведенные у телевизора, не подготовили учеников к такой активной позиции. В моей консультативной практике был мальчик 12 лет, все свое свободное время проводивший у телевизора, у которого результаты тестирования в школе показали, что его навыки чтения соответствуют четвертому классу. Одновременно он обладал обширными знаниями в области авиационной техники и читал огромное количество книг и статей по этой теме. Он рассказал мне, что во время теста текст оказался не интересным для него и он даже не стал его читать до конца, а на вопросы по содержанию отвечал наугад. Это яркий пример ребенка, которого постоянно развлекали и у него совершенно не сформировалась способность работать в ситуации, когда он не получает удовольствия, то есть того, чего он хочет. Такие дети занимают позицию: или ты играешь в мои игры, или я не буду играть. Часто дети постоянно смотрят телевизор в тех семьях, где один или оба родителя имеют такую же привычку. Но редко когда можно ожидать, что семья выключит телевизор и не будет его включать. Поэтому консультант, пытающийся помочь такой семье будет использовать более приемлемые подходы. Есть много простых способов решения телевизионной проблемы:
Некоторые родители допускают нарушения этой системы Автор статьи: Ольга Цейтлин, семейный психолог |
|