Ольга Цейтлин психолог-консультант

Советы родителям

Многие советы родителям уже более подробно обсуждались в статьях раздела Детско-родительские отношения. Они собраны здесь для того, чтобы родители имели их под рукой  в любое время. Хотя эти советы родителям применимы к большинству ситуаций, не нужно стараться следовать им буквально. В правилах всегда есть исключения и всегда можно принять решение на основе здравого смысла.

Находите время для совместных игр или занятий с детьми. Когда родители играют с детьми и вместе развлекаются, их отношения укрепляются. Каждый день обязательно уделяйте немного времени на то, чтобы выслушать своих детей и вместе заняться чем-нибудь веселым.

Смело проявляйте свою любовь к ребенку. Будьте нежны и  ласковы, как можно чаще говорите, что вы его любите. Но не душите его своей любовью.

Не придирайтесь, не ворчите, не браните, не читайте лекций и  нотаций. Активно используйте поощрение. Повторяется то, на что обращают внимание. Если мы хотим добиться хорошего поведения, мы должны подмечать именно его, а не жаловаться на плохое.

Не бойтесь спрашивать совета у ребенка. Этим вы покажете ему, что относитесь к нему с уважением и цените его мнение.

Если вы хотите, чтобы дети чего-то не совершали, то не делайте этого сами у них на глазах. И наоборот, если вы хотите, чтобы ребенок что-то делал, демонстрируйте это своим поведением. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок пил или курил, не пейте и не курите сами. Не ждите от ребенка любви к  чтению, если вы сами не являетесь примером читающего человека

Не следуйте двойному стандарту по отношению к своему поведению и  поведению своих детей. Если вы хотите, чтобы ребенок поменьше смотрел телевизор, то и сами не смотрите его часами.

Не стыдитесь признаться ребенку, что вы совершили ошибку. Родители, никогда в этом не признающиеся, воспитывают в своих детях страх неудачи.

Не опекайте ребенка чрезмерно. Если вы не позволяете поехать ребенку на экскурсию со своим классом из-за того, что что-нибудь может случиться, то вы привьете ему страх перед риском и лишите возможности стать независимым.

Не сидите рядом с ребенком, заставляя его выполнить домашнее задание. Этим самым вы берете на себя ответственность за его школьные дела. Это не значит, что вы не можете ему помочь, если ребенок чего-то не  понял. Родители, которые сидят за уроками со своими детьми, не дают им  возможности научиться работать и мыслить самостоятельно. 

Не относитесь пренебрежительно к общепринятым правилам поведения и  распорядку дня. Ребенок, который не привык к порядку и не научился выполнять домашние обязанности, может столкнуться с трудностями адаптации в  школе.

Не платите ребенку за выполнение домашних обязанностей. Мы  платим тем людям, которые нам прислуживают. Платя ребенку за работу дома, мы не даем ему почувствовать себя полноценным членом семьи. Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы, не используя их как награду или наказание.

Не позволяйте себе в разговоре с ребенком умалять его чувство собственного достоинства. Разговаривайте с ним так же вежливо и  уважительно, как со взрослым человеком.

Не показывайте неравного отношения к детям, обращаясь с кем-то лучше, чем с другими. Этим вы нарушите равноправие и создадите почву для обид и чувства несправедливости.

Будьте последовательны, не идите у ребенка на поводу. Если ребенок почувствует, что ему потакают, он не узнает границ дозволенного и  научится вами так манипулировать, что вы будете все время уступать ему. Если вы  сказали «нет», то не отступайте от своего решения. Если вы уступаете, то  показываете, что ошиблись в своих рассуждениях и оценке ситуации – делайте это в крайних случаях.

Не требуйте от ребенка моментального повиновения. Не просите, например, выключить телевизор сразу же, как вы об этом попросили. Дайте ему несколько минут, чтобы оторваться от телевизора. Не требуйте от ребенка подчинения командам, обращаясь с ребенком как с солдатом.

Не говорите слишком много. Не напоминайте ребенку постоянно, что ему делать. Скажите раз или два, и если ребенок не хочет вас слышать, примените логические последствия. Когда родители читают нотации, дети их  перестают слышать. Постоянная критика еще никого не сделала лучше. Нужны действия, а не слова.

Не критикуйте. Говорите о положительном, ободряйте ребенка, чтобы он не стыдился делать ошибки.

Не позволяйте ребенку диктовать вам свои условия. Это показывает ваше неуважение к себе и учит ребенка приказывать и ожидать подчинения от окружающих.

Не защищайте ребенка в школе от учителя или от других детей. Это внушит ребенку, что окружающие настроены против него. Вы можете обсудить с  ребенком существующую проблему и помочь ему разобраться в ситуации, но решить проблему – его обязанность.

Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам, кроме случаев, когда вы сильно торопитесь. Когда вы делаете что-то за ребенка, вы подрываете его уверенность в своих силах и приучаете его ожидать, что его работу сделают другие люди.

Не используйте телесных наказаний. Вместо этого используйте естественные и логические последствия. Предоставляйте выбор перед их применением. Например, вы можете сказать, что у ребенка есть выбор пойти вместе с вами в магазин и помогать вам делать покупки или остаться дома.

Не заставляйте ребенка повиноваться. Это не приведет к  внутреннему желанию подчиняться. Он может привыкнуть подчиняться только при сильном давлении.

Не мешайте супругу по-своему воспитывать ребенка. Это проявление вашего неуважения к его решению. Кроме того, ребенок быстро научиться использовать вас друг против друга. Если ребенок жалуется вам на  другого родителя, он должен знать, что вы не будете вмешиваться.

Не защищайте ребенка, которого вы считаете «слабым». Он должен сам научиться ладить со своими сестрами и братьями. Часто «слабый» ребенок сознательно провоцирует других детей для того, чтобы родитель пришел и защитил его. Защищая, вы только усилите соперничество между детьми.

Не давайте впутать себя в драки детей. Часто дети дерутся, чтобы заставить вас беспокоиться. Лишайте их драки своего внимания, уходите в  то место, где вы не услышите драки. Когда они прекратят потасовку, вернитесь и  займитесь своими делами, при этом ничего им не говоря.

Не лгите ребенку и никогда не просите ребенка лгать. Не  просите ребенка соврать кассиру о его возрасте, чтобы купить более дешевый билет. Иначе ребенок научится лгать, когда ему это выгодно.

Не запрещайте ребенку приводить в дом друзей из-за того, что они шумят или создают беспорядок. Поговорите с ними и попросите не создавать беспорядка во время игры.

Не давайте обещаний, если не можете их выполнить.

Что бы ребенок ни делал, не отстраняйтесь от него. Отвергайте его поведение. Ребенок должен чувствовать вашу любовь, хотя при этом вы можете сказать, что вам не нравится его поведение.

Не сравнивайте детей. Этим вы будете увеличивать конкуренцию между ними.

Не завершайте похвалу словом «но». Так вы внушаете ребенку, что он ни с чем не справляется достаточно хорошо, и он может отказаться от  всяких попыток.

Не проявляйте излишнего любопытства, заглядывая в ящики и карманы ребенка. Этим вы выражаете неуважение к его собственности и можете заставить его прятать свои вещи более тщательно.

Не подслушивайте телефонные разговоры ребенка. Этим вы  демонстрируете пренебрежительное отношение к личной жизни ребенка.



Ольга Цейтлин психолог-консультант

Ситуации, требующие помощи Проблемы в семье Выбор брачного партнера Супружеские отношения Детско-родительские отношения. Проблемы с детьми. Проблемы с родителями Семейная история Кризисы в разные периоды жизни семьи Отношения со старшим поколением Счастливая семья Разрешение семейных конфликтов Страх смерти Когнитивные и поведенческие проблемы Эмоциональные конфликты Психосоматические заболевания Возрастные кризисы Негативные эмоции Зависимое поведение
Возможные решения Психологическое консультирование Психотерапия Психологическое консультирование или психотерапия — в чем разница? Психологическое консультирвание и психотерапия семьи Психотерапевтический контракт Семейная психотерапия Когнитивно-поведенческая психотерапия Психогенетика Экзистенциальная психотерапия (смысл жизни, свобода и одиночество)
Запись на консультацию
Контакты

Записаться на консультацию

 
Психолог консультант - Ольга Цейтлин на Твиттере Мой статус в Skype Психолог консультант - Ольга Цейтлин на Фейсбуке

© 2008 — 2010 Психолог консультант — Ольга Цейтлин

Консультация психолога Москва + 7 (926) 540 540 1

Ленинградское шоссе д. 55, метро Аэропорт


???????@Mail.ru